Предположения о смысловом значение признака «статика-динамика» | Автор: Николай Алексеевич ЧАУР Психолог и поэт, ведущий соционического тренинга в Москве. Соционический тип: нам неизвестен. Эл. адрес:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
| Впервые этот признак был выделен и описан А. Аугустинавичюте в 1983 году в работе «Дуальная природа человека», а подробное описание приведено автором в статье «Признаки Рейнина». Классически за этим признаком закреплены следующие значения. «Окружающий нас мир образован из моментов статики и динамики» [ 1, с.151]. «Статика и динамика – два способа селекции получаемой информации» [ 2, с.3]. Характеристика «динамиков». 1. «Ментальное кольцо динамика ориентировано на происходящее с объектом и в объекте и на его ситуацию в пространстве и во времени. Мышление динамика включается лишь после того, когда статический объект удается представить себе движущимся» [ 2, с.3]. «Мышление динамиков – синтетическое, дедуктивное» [1, с.151]. 2. «Любое происшествие по-настоящему хорошо могут рассказать лишь динамики. По их рассказу всегда легко восстановить последовательность процесса во времени» [1, с.151]. 3. «Каждая линия – пульсирующее движение» [1, с.151]. Характеристика «статиков». 1. «Ментальное кольцо статика ориентировано на форму, внутреннее содержание объекта, нужды и потребности (желания). Мышлению статика присуще мысленное приостанавливание всеобщего движения» [2, с.3]. «Мышление статиков аналитическое, индуктивное [1, с.151]. 2. Рассказать о происшествии «по-настоящему хорошо статики не умеют, у них всегда получается анализ ситуации или рассказ об участвовавших в происшествии людях или предметах» [1, с.151]. 3. У статика линия – полный покой, застылость» [1, с.151]. Таким образом, можно сделать вывод, что в основу выделения признака «статика-динамика» положен принцип приема и передачи информационных сигналов. «Информация это отражение предметного мира, выражаемого в виде сигналов и знаков. Сигналы отражают физические характеристики различных процессов и объектов, а через знаки происходит восприятие предметного мира человеком. Информации может быть представлена непрерывным или дискретным сигналом» [3, с.3]. Передача, прием и обработка информации. 1. Сигнал – элемент информации. 2. Передача информации с помощью сигналов – процесс. 3. Процесс может быть непрерывным – все этапы его слиты в один или дискретным -все этапы отделены друг от друга временной паузой. Элементы информации, изолированные друг от друга временной паузой, называются дискретными. Дискретная информация – это информация, элементы которой (импульсы, сигналы) изолированы друг от друга паузой. Между сигналом №1 и сигналом №2 находится временная пауза. Степень дискретности определяется продолжительностью паузы, которая определяет расстоянием между сигналами. Каждый дискретный сигнал имеет чётко очерченную границу (с началом сигнала, в котором находится импульс и концом сигнала, в котором импульс затухает). Непрерывная информация – это информация, элементы (импульсы, сигналы) соединены между собой. Ее можно рассматривать как несколько сигналов, соединенных между собой. Непрерывность сигнала определяется степенью перекрытия: окончание одного сигнала перекрывается началом другого. Выделяются два типа процессуальной цепочки: 1. Процесс передачи непрерывного сигнала 2. Процесс передачи дискретного сигнала. Статики – социотипы, специализирующиеся на приеме дискретных сигналов информации (мир представлен объектами). Динамики – социотипы, специализирующиеся на приеме непрерывных сигналов информации (мир представлен процессами). Если сигналы идут сплошным импульсом без временных интервалов – это динамика. Для динамика характерна связность между сигналами, что выражается в непрерывной плавной линии. Один этап накладывается на другой, они не имеют чётко очерченных границ. У динамиков это проявляется в плавности движения, в легкой, гибкой сплошной линии рисунка. По аналогии с азбукой Морзе движение представлено комбинацией однородных знаков «тире – тире», между которыми нет временных пауз. У статиков между процессами вклинивается временная пауза («точка») на ожидание команды. Первоначально слово «динамика» означает движение, слово «статика» употребляется для характеристики неподвижных предметов. Динамики и статики люди подвижные и активные, следовательно, они друг от друга отличаются не количеством движения, а его качеством. Процесс состоит из отдельных этапов. У статика, каждый этап представляет законченное действие, и между ними лежит промежуток времени. У динамика эти этапы в рамках единого процесса, слиты между собой. Не успел один этап закончиться, как на него наслаивается другой. У статиков, соционические функции характеризующие «динамику», находятся в витальном блоке. Пока мозг сообразит, пока отреагирует, проходит время. В этот момент движение останавливается и внутри процесса (между этапами) образуется пауза. Движение статика пользуясь аналогией можно представить в виде сигналов азбуки Морзе «точка – тире». Пунктирное движение у статиков, между «тире» вклинивается сигнал другого рода – «точка». Эти точки представляют собой временной промежуток на осмысливание движения (процесса). Признак динамика-статика правильнее было бы называть признаком разъединенности и слитности этапов процесса. Квадрат с острыми углами – статика. Движение идёт в одном направлении, а потом резко меняет свое направление. Вектор движения вверх вниз, вправо-влево. Квадрат с закругленными углами – динамика. Движение идёт как бы по кругу. Направление смены движения не фиксируется, нет перехода от одного вектора к другому Для одного человека предпочтительнее угловатые резкие формы, четкие и выразительные, законченные. Для других людей предпочтительнее обтекаемые формы. У статика «остановись мгновенье, ты прекрасно», и оно остановилось. А у динамика это «мгновение» продолжается во внутреннем движении. Признак «динамика – статика» связан с расположением соционических функций в модели А. Если соционические функции, отвечающих за прием информации переданной непрерывным сигналом находятся в ментальном кольце, то это – «динамика». Строение ментального кольца динамиков. Соционические типы | Первая функция | Вторая функция | Третья функция | Четвертая функция | ЛСЭ (Штирлиц) | | | | | ЛИЭ (Джек Лондон) | | | | | ЭСЭ (Гюго) | | | | | ЭИЭ (Гамлет) | | | | | СЛИ (Габен) | | | | | ИЛИ (Бальзак) | | | | | СЭИ (Дюма) | | | | | ИЭИ (Есенин) | | | | | У всех динамиков в ментальном кольце находятся 4 одинаковые функции: | | | | 1. Сенсорика ощущений. | 2. Интуиция времени. | 3. Деловая логика. | 4. Этика эмоций | Динамики специализируются на приёме и обработке информации, представленной непрерывным сигналом. Непрерывность – это время. В модели А эта особенность представлена функцией интуиция времени. Сигнал – это энергия. В модели А эта особенность представлена функцией этика эмоций. Передача сигнала – это процесс, технология. В модели А эта особенность представлена функцией деловая логика. Деловая логика – это движение, чтобы движение было гармоничным, плавным и текучим оно должно отражать непрерывное и постоянное течение времени, что в результате дает ощущение гармонии – сенсорику ощущений. Динамика – это гармоническое движение информации во времени и в пространстве. Строение ментального кольца статиков. Соционические типы | Первая функция | Вторая функция | Третья функция | Четвертая функция | ЛСИ (Максим) | | | | | ЛИИ (Робеспьер) | | | | | ЭСИ (Драйзер) | | | | | ЭИИ (Достоевский) | | | | | СЛЭ (Жуков) | | | | | ИЛЭ (Дон Кихот) | | | | | СЭЭ (Наполеон) | | | | | ИЭЭ (Гексли) | | | | | У всех статиков в ментальном кольце находятся 4 одинаковые функции: | | | | 1. Волевая сенсорика. | 2. Интуиция возможностей. | 3. Структурная логика. | 4. Этика отношений. | Статики специализируются на приеме и обработке информации представленной дискретным сигналом. Прерывность – это расстояние между сигналами. В модели А эта особенность представлена функцией этика отношений. Сигнал имеет внутренний импульс. В модели А эта особенность представлена (функцией волевая сенсорика. Сигнал имеет смысл, код, который необходимо прочитать – скрытая информация. В модели А эта особенность представлена функцией интуиция возможностей. В пространстве сигнал распространяется по определённой закономерности. В модели А эта особенность представлена функцией структурная логика. Передача прерывистых сигналов по определённым закономерностям, имеющим силу, скрытые возможности это и есть статика. Внешние проявления признака статика-динамика. № | признак | Динамики | Статики | 1 | Строение опорно-двигательной системы (скелет) | Крепление костей в суставах подвижное | Крепление костей в суставах жесткое | 2 | Суставы –степень свободы в движениях | Большая степень свободы | Маленькая степень свободы | 3 | Голова | Крепление на амортизаторах. Тело при ходьбе качается, а голова неподвижна. Как пушка у танка постоянно нацелена на цель. | Жесткое крепление. При ходьбе голова и тело качаются. | 4 | Стопа | При ходьбе упруга | Впечатывается в землю | 5 | Движения рук | Незаконченные | Законченные | 6.1 | просмотр видеофильма при ускоренной перемотке | Движения тела плавные, мягкие, незаконченные, граница между движениями расплывчата | Движения тела резкие, отрывистые, законченные, граница между движениями выделена | 7.2 | СИДЯЩАЯ ФИГУРА | Готовая распрямиться пружина Центр тяжести в поясничном отделе. Мышцы находятся в тонусе. | Производит ощущение скульптуры. Центр тяжести в копчике. Мышцы расслаблены | 8.3 | ПОХОДКА | В движениях более пластичны, они, «плывут» по воздуху | В движениях более угловаты, они «режут» воздух» | 9.4 | Линия в рисунке | Плавные, текучие, гибкие | Жесткие, «проволочные», застывшие | 10. | Руки | Подвешены упруго Центр тяжести в суставе. | Висят как плети – расслаблены. Центр тяжести внизу | 11.5 | Кисть руки | Внутри движение, готовность «взлететь», ощущение надутой резиновой перчатки. | Внутри покой, впечатанность в плоскость поверхности. Ощущение, что через суставы проходит проволока. | | Взаимодействие фона и человека | | | 12.6 | Фигура на фоне динамичного пейзажа. | Сливаются с пейзажем (фон и фигура неразрывное целое) | Выделяются из фона, находятся на первом плане | 13.7 | Фигура на фоне статичного интерьера. | Выделяются из фона (интерьер служит задним планом, на первом плане фигура. | (интерьер и фигура неразрывное целое) | | Энергетика. | | | 14.8 | Зоны активности: ЛОБ | Ощущение пульсации, взгляд отклоняется | Ощущение покоя, взгляд притягивается | 15.9 | ЯРЕМНАЯ ВПАДИНА (шея) | Ощущение пульсации, взгляд отклоняется | Ощущение покоя, взгляд притягивается | 16.10 | ПОЗВОНОЧНИК | Гибкий (прыткая ящерица) | Жесткий (стержень) | 17.11 | ПЛЕЧИ | подвижны, (волна), округлы, выдвинуты вперед | Жесткие, фиксированные, похожи на вешалку для одежды | | Проявление в культутуре | | | 18.13 | ДИЗАЙН | Формы автомобиля закругленные, обтекающие | Формы автомобиля угловатые, с резкими гранями | 19.14 | ПОЭЗИЯ | Рифма для связи слов. Текущие, действие продолжается в следующей строчке, создается многоуровневость восприятия действительности. | Эквилибр. Ступенчатые, цикличные, строчка фиксирует отдельную мысль, тему и к ней возвращается. | 20.15 | СКУЛЬПТУРА Живопись «Фальк стремится к «живописной непрерывности», сравнивая поверхность холста с силовым полем, где есть свои центры, «магниты», где существуют взлеты, спады и перекаты напряженности, борьба разных сил и некая равнодействующая, которая все это объединяет и сплачивает в некое целое». | Движение (легкость, перетекание форм и объемов, подвижность) «Среда едина и целостна, но обладает огромным богатством динамических оттенков, которые многообразно изменяются, запечатлевая сложные изгибы потока жизни». О творчестве Рембранта. | Монументальность (неподвижность, мощность, устойчивость). «Каждая деталь предстает здесь не только в своем реальном значении, но ещё и как исполнитель особой, специальной ей отведенной роли». М.Г. Греку – скульптор. | В основу таблицы положены наблюдения Скворцова Андрея, Фурмана Анатолия, Копытько Алексея, Чаура Николая, Дмитриева Андрея, Кулямина Александра, Суворова Евгения, Патрушева Сергея, Тармина Виктора, Дмитрия Филимонова. Образно и интересно свои впечатления при изучении признака статика-динамика выразила Елена Стрельникова. «Аналогия, которую здесь можно привести: волновая и корпускулярная природа света. Люди в своей природе динамичны или статичны. Либо органично вписываются в среду, как сороконожка, не объясняющая телодвижений, но безошибочно занимающая наиболее энергетически выгодное положение по силовой линии, и в траектории, и во времени; текучее, вписавшееся в среду, считывающее устройство живое, послушное импульсу природы, на пути которого нет задержек, и который адекватно воспринят. Либо уподобляются луноходу с регламентированными движениями, причем задействованные функционально части тела обособлены от остальных, если смотреть извне. Разве луноход, пробуя грунт, озабочен положением антенн? Единственное условие лишь бы центр тяжести был достаточно низко. И сигналы, обрабатываемые им дискретны. Это, конечно, утрированно, но поза динамика всегда отличается естественностью, скомпенсированностью, нет позы, в которой руки и ноги сами по себе есть свойственная ртути целостность, есть мгновенная готовность к перемещению. Даже предмет в руке динамика видится продолжением руки. А статик часто не знает, что делать с собственными руками. И эта естественность-искусственность, раскованность-зажатость, в сущности, волна или корпускулярность – проявляется в почерке, в манере говорить, – каллиграфический князь Мышкин, мгновенно подстраивающийся под содержание прошения и рисующий приличествующие росчерки, видимо, динамик. И различия можно научиться видеть». Рамки этой статьи не позволяют изложить все материалы и наблюдения по исследованию признака «динамика-статика. С ними можно ознакомиться на сайте: www.gamo.ru Литература 1. Аугустинавичюте А. Соционика. Введение. М.: АСТ, СПБ.: «Terra fantastica», 1998. 2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике // „Соционика, ментология и психология личности”, 1998, №1, с.3. 3. Шрайберг Я. Л. Гончаров М.В. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники. М. Финансы и статистика. Компьютер Пресс, IWO. стр.3).
|